Игра престолов по-уфимски. Плюсы и минусы Вайсфельда и Захаркина

Противостояние генерального менеджера и главного тренера в «Салавате Юлаеве» достигло той стадии, когда вероятность их дальнейшей совместной работы стремится к нулю. «БИЗНЕС Online» рассказывает о главных плюсах и минусах Леонида Вайсфельда и Игоря Захаркина.

ЛЕОНИД ВАЙСФЕЛЬД

ДОЛЖНОСТЬ БЕЗ СТАТУСА

Главный минус Леонида Вайсфельда – отсутствие должного лобби в верхушке клуба. Он не вхож в высокие кабинеты и не созванивается с главой республики, что не позволяет ему решать какие-то вопросы оперативно, а какие-то – вообще. У генерального менеджера «Салавата» хорошие связи и высокий статус в лиге (он входит в правление КХЛ), но в клубе с этим есть проблемы.

Это и явилось одной из причин раскола в «Салавате Юлаеве». Президента де-факто у клуба нет, генеральный директор отстранился от решения конфликта, а необходимого веса в клубе должность Вайсфельда не имеет. Вот и приходится двум уфимским хоккейным тяжеловесам уходить от скандалов и пытаться не выносить сор из избы. К концу сезона это стало невозможным и конфликт вылился в средства массовой информации.

РАВНОДУШИЕ К ВОСПИТАННИКАМ

Когда в марте 2015 года «Башнефть» пришла в «Салават Юлаев», перед клубом были озвучены задачи на ближайшие пять лет. Первая – за это время заработать полтора Кубка Гагарина (то есть, как минимум один раз выиграть, и однажды сыграть в финале). Вторая важная цель спонсоров – получить через пять лет команду, на 80% составленную из собственных воспитанников. Было это озвучено при подписании контракта с Вайсфельдом или нет – неизвестно, но тем же летом команду покинул ряд собственных воспитанников, которые сейчас с переменным успехом играют за другие команды.

При этом, Вайсфельд в интервью «БИЗНЕС Online» озвучил свою позицию по этим игрокам: «Моя философия следующая: если стоит выбор между двумя игроками и они одинаковые, то я отдам предпочтение уфимскому. Но только в случае, если они одинаковые. А если другой игрок лучше, то он будет играть здесь». Смысл в том, что для генерального менеджера в первую очередь важно качество игры хоккеиста, а не то, откуда он родом. С одной стороны, с такой позицией, нельзя не согласиться. С другой, учитывать интересы местной школы, тренеров и, конечно, спонсоров — необходимо.

ПОНЯТНАЯ ЛОГИКА

Предыдущий минус генерального менеджера «Салавата» плавно перешёл в плюс – не самый значимый, но в текущем контексте очень важный. Вайсфельд умеет объяснить логику собственных трансферов и, что ещё важнее, всегда готов это делать. Он неоднократно разжёвывал для прессы и болельщиков причины расставания с Кириллом Кольцовым и Николаем Прохоркиным, он объяснял, почему приобрёл Антона Лазарева и отпустил Антти Пильстрёма. Пожалуй, в КХЛ нет другого такого функционера, который способен столь доступно донести до болельщиков своё видение развития клуба. При этом, Вайсфельд умудряется не выносить на публику какие-то внутренние конфликты. В разговоре с журналистами он избегает тему размолвки с главным тренером, всячески того поддерживая, что создаёт ему положительный образ в СМИ.

ИГРА ПО ПРАВИЛАМ

Ещё один важный плюс Вайсфельда – умение считать деньги и способность играть по правилам. При нём, например, «Салават» провернул одну из крупнейших сделок в истории клуба – продал в СКА Прохоркина. За игрока, который в этом сезоне забил всего пять голов, Уфа получила 120 (!) млн рублей. Если учесть, что он попал в клуб в результате обмена Александра Кутузова на Прохоркина и Андреаса Энгквиста, то этот трансфер вообще можно считать гениальным. Трансфер Кирилла Капризова, кстати, оказался аж на 40 миллионов меньше, чем стоил Прохоркин – уфимцы отдали за 18-летнего хоккеиста 80 млн рублей. Были у генерального менеджера «Салавата» и другие удачные ходы: Линус Умарк пришёл как свободный агент, Захар Арзамасцев сменил Череповец на Уфу в результате обмена. Кроме этого, Вайсфельд пытается построить команду не на один год, подписывая как минимум двухлетние контракты (за редким исключением). Причина – желание сэкономить и возможность за несколько лет построить узнаваемую команду.


ИГОРЬ ЗАХАРКИН

ПАДЕНИЕ АВТОРИТЕТА

Нынешняя зима для «Салавата Юлаева» стала худшей в истории КХЛ и неудивительно, что разговоры о главном тренере с каждым проигранным матчем звучат всё чаще, а их тон – жёстче. О минусах и проблемах Игоря Захаркина в последнее время говорилось много, в том числе на нашем сайте. И самым важным в данном случае видится отсутствие опыта работы главным тренером.

Захаркин всю свою тренерскую карьеру работал вторым (по крайней мере на высоком уровне) и этот сезон стал дебютным, который он проводит от и до в качестве главного тренера. И вот, в критический момент этот недостаток опыта сказался. Причём, сказался настолько, что «Салават» глубоко увяз в проблемах, и со стороны это выглядит так, что спасти ситуацию сам Захаркин не сможет. Это выражается и в нежелании проводить ротацию вратарей, и в попытках искусственно объединить команду мотивирующими лозунгами и поездками по местам боевой славы Салавата Юлаева.

Игроки подобное, естественно, чувствуют, о чём и говорят в частных беседах с журналистами, агентами и друзьями. Уровень доверия к Захаркину в команде упал, а с ним и авторитет, что уже не просто минус, а беда.

НЕУМЕНИЕ РАБОТАТЬ С ИГРОКАМИ СРЕДНЕГО УРОВНЯ

В нынешнем «Салавате» ситуация не такая. Клуб, хоть и живет безбедно, но не может себе позволить превышать потолок зарплат и иметь столько игроков, сколько захочет главный тренер. Неумение работать с незвёздными хоккеистами, какими являются Антон Лазарев (который у Захаркина превратился из снайпера и кандидата в сборную, в чеккера, играющего в третьем-четвёртом звене и выходящим в меньшинстве), Максим МайоровЭнвер Лисин или Максим Гончаров (под руководством Захаркина каждый из них перестал прогрессировать), мешает нынешнему наставнику сделать «Салават Юлаев» командой, способной бороться за Кубок Гагарина.Серьёзных успехов в КХЛ Захаркин добился не только в тандеме с Вячеславом Быковым, будучи его помощником, но и в клубах с неограниченным бюджетом. Что в «Салавате Юлаеве» (2010/11), что в СКА (2014/15), тренеры работали с игроками категории ТОП, практически не ограничивая себя в желании иметь того или иного хоккеиста.

ХОККЕЙ-ПРАЗДНИК

Но и о плюсах Захаркина забывать нельзя. Главным из них является открытый зрелищный хоккей. В Уфе команду образца 2011-го года сравнивали с футбольной сборной Бразилии, которая забивала столько, сколько хотела. Даже сейчас, во время серии поражений, «Салават Юлаев» умудряется временами показывать неплохую атакующую игру.

Боссы уфимского хоккея хотят видеть на льду не вымучивание результата, а праздник. И в данном случае, Захаркин им этот праздник даёт. По крайней мере, если говорить о стиле игры.

ОТКРЫТОСТЬ

Ещё один важный плюс тренера – открытость. Захаркин умеет привлекать внимание прессы и болельщиков к своей персоне. Он мастерски владеет словом, проводя образцово-показательные послематчевые пресс-конференции. Он знает, чего от него хотят журналисты и даёт им это, иногда сам того не понимая – все эти «пондусы», «фрустрации» и «запланированные спады» – как раз из этой оперы.

С приходом Захаркина «Салават» стал открытым, как никогда. Впервые в истории российского хоккея тренер пустил телекамеру с прямым сигналом на федеральный канал в раздевалку сразу после матча. Он выгоняет игроков к прессе после неудачных матчей и не стесняется давать интервью сам. Главный ренер понимает, что говорить в случае поражений – гораздо нужнее и ему, и его подопечным, чем после побед.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *