«Салават» теряет зрителя и деньги. Что происходит?

Почему на хоккей в Уфе перестал ходить болельщик.

Из пяти матчей домашней серии «Салават Юлаев» собрал аншлаг лишь на одном – с «Ак Барсом». Если бы не «зелёное дерби», статистика посещаемости была ужасающей. Да даже с ним эти пять игр посетили всего 30 тыс человек. Путём нехитрых вычислений можно сделать вывод, что «Салават» не досчитался 10 тыс болельщиков. Это очень много, будто на один матч домашней серии совсем не пришли зрители. Самое страшное, что это становится тенденцией.

Учитывая, что выручка от продажи билетов – одна из важнейших статей доходов клуба, «Салават Юлаев» терпит убытки и к следующей домашней серии исправить эту ситуацию не выйдет. Аншлаг на каждом матче может приносить клубу более 4 млн рублей, а на матчах категории «топ» почти в два раза больше. Самое время бить в набат, ведь бюджет клубу повышать не собираются, а расходы только растут.

 

ОТСУТСТВИЕ АМБИЦИЙ

 

Главной проблемой сегодняшнего «Салавата» отсутствие веры в способность бороться за Кубок. Клуб нигде не говорит, что главная цель – Кубок Гагарина, ограничиваясь формулировками «все играют на победу» и «задача минимум – финал конференции». В прошлом сезоне, получив разрешение на выступление в КХЛ, Данис Зарипов заявил, что «Ак Барс» будет бороться за Кубок и способен вновь привезти трофей в Татарстан. Тогда это выглядело сюрреалистично, но весна показала, что вера в себя – половина успеха. Все вокруг, глядя на Даниса, поверили в свои силы. Если обходиться обтекаемыми фразами, не озвучивая главную цель, то это будет влиять и на игроков, и на болельщиков. В Уфе делать громкие заявления боятся, возможно, опасаясь, что за не достижение этих целей могут наказать и спросить. А выходит, что клуб проигрывает ещё до начала чемпионата, прежде всего, ментально, изначально занижая требования. 

За последние десять лет, уфимские болельщики успели привыкнуть к хорошему – топ-игрокам типа Олега Твердовского и Александра Радулова, весёлому «бразильскому» хоккею и борьбе за чемпионство. Но последний раз команда выигрывала Кубок в 2011 году и держать людей на трибунах становится всё сложнее.

Назначение Николая Цулыгина усилило этот эффект, безотносительно его хоккейных качеств и умений. Если приглашение Эркки Вестерлунда год назад ещё внушало надежды, то рокировка показала, что как минимум в этом сезоне о борьбе за Кубок в клубе всерьёз не думают. Для избалованного уфимского зрителя  такое решение стало сигналом. Кто-то спросит, почему в Новосибирске ажиотаж на матчах, ведь у «Сибири» амбиций вообще никаких. Но, во-первых, там и традиций таких как в Уфе нет. А во-вторых, постепенно и там ажиотаж спадает.

Хоккей «Салават Юлаев», впрочем, показывает неплохой, поэтому, если команда будет по-прежнему в числе лидеров Востока, как на старте сезона, со временем этот пункт станет менее значимым, но посещаемость всё равно не сильно возрастет, проблема системная и одними победами её не решить.

ХОККЕЙ ПЕРЕСТАЛ БЫТЬ ЭЛИТАРНЫМ

Сегодня «Салават Юлаев» переживает смену поколений болельщиков. Ушли глоры, появившиеся на волне успеха клуба в конце нулевых – начале десятых, ушли те, кто посещал хоккей, как элитное мероприятие – люди из категории 40+. Теперь клуб должен сменить вектор развития, чтобы привлекать нового зрителя, но налицо кризис идей.

Проблемы с маркетингом делятся на два больших пласта: первый – улучшение сервиса на арене, второй – шоу-программа и всё, что с этим связано. Хоккейный матч должен превратится в тусовку для молодёжи, но сделать это сегодня у менеджмента не получается. Если с парковочными местами худо-бедно разобрались, то, например, с питанием на «Уфа-Арене» по-прежнему проблема. Неужели в 2018-м сосиски в тесте и учпочмаки с чаем в пакетиках – это то, чем можно привлечь болельщика? Да, кейтеринг на арене представлен – есть несколько точек с вкусным кофе, а также с пиццей, бургерами и шаурмой, но до сих пор вы не сможете прийти на игру после работы и поесть не фаст-фуд. Даже учпочмаки можно продать так так, чтобы покупать их стало модно, но это будет явно не заворачивание в целлофан.

В клубе делают акцент на глобальные изменения. В прошлом сезоне установили микрофоны в штанги, в этом – полностью сменили освещение и теперь можно в секунду обратить стадион во мрак и отмечать забитые голы мерцанием света, но эти вещи болельщики, как правило, оставляют без внимания, считая их само собой разумеющимися. Не было мерцания, появилось – для зрителя важнее полноценная картинка, а не отдельные её элементы. В фойе из развлечений – лишь сцена, на которой, как правило, выступает певица. 

То, что делал клуб несколько лет назад ушло в небытие – оригинальное исполнение гимнов, тематические матчи с соответствующими зонами активности, целостное оформление не только домашних игр, но и всего сезона. Это работало – посмотрите на сводную таблицу средней посещаемости матчей. В сезоне 2016/17 в «Уфа-Арену» ходило в среднем больше семи тысяч человек, столько же, сколько в пост-чемпионские годы. И с результатами команды это никак не было связано – в тот год «Салават Юлаев» еле-еле попал в плей-офф, а в 1/4 финала конференции уступил «Ак Барсу» со счётом 1 — 4 в серии.

КЛУБ, КАК МЕДИАКОМПАНИЯ

Современный спортивный клуб должен выстраивать свою работу как медиакомпания. Так давно работают западные клубы, по такому пути идёт хоккейный СКА, футбольный «Зенит». В Уфе к этому в какой-то момент шли, но свернули с пути. Даже в прошлом году были попытки вернуться на правильную дорогу, вспомните Линуса Умарка с его кавером на Ресторатора «Пошумим, ***». Однако, цельного медийного продукта «Салават» сегодня не представляет (впрочем, это касается не только уфимцев, но и «Ак Барс», и все, как минимум восточные, клубы КХЛ). Клубные социальные сети перестали развлекать, сосредоточившись на кондовой информации: анонс игр, составы, новости. Времена веселых твитов в духе «Ак Барс» погубил жёсткий Sekac прошли.

Линус Умарк в Уфе – звезда, которую не раскручивают / Фото: Светлана Садыкова

 

Наличие в Уфе суперзвезды уровня Умарка казалось бы подразумевает раскрутку клуба через его персону, тем более, что сам игрок с удовольствием пользуется инстаграмом и готов участвовать в видео, подобных тому о котором написано чуть выше. Абсолютный пример успешного продвижения клуба через игроков недавно показал «Ювентус», количество подписчиков в инстаграме которого после перехода Криштиану Роналду, по сообщениям СМИ, выросло на 3,5 млн, а лайков – на 64 млн. 

Умарк создал открытый аккаунт в инстаграме в августе и с тех пор на него подписалось почти 10 тыс человек и это число продолжает расти. Но клуб не собирается раскручиваться на персоналиях. Швед показывает фокусы чуть ли не в каждой игре, но нарезки с его трюками делают только болельщики и журналисты. Так почему он до сих не главная звезда лиги, хотя безусловно способен ей стать? Почему каждый второй в «Уфа-Арене» не ходит в джерси с его именем на спине?

Помимо Умарка, есть Григорий Панин, который сам по себе пиар-отдел внутри клуба, вспомните хотя бы его инициативу сыграть с дворовыми пацанами на уличной коробке в прошлом сезоне. Панин бегает марафон в Сан-Диего, ездит на волейбол в Стерлитамак и покоряет Уральские горы. При этом, его не задействуют на городских фестивалях, он никак не участвовал в мероприятиях, посвящённых уфимскому марафону. Есть Антон Бурдасов, который в этом сезоне в топе снайперов лиги… Все они способны привлекать людей так же, как некогда привлекали Радулов и компания.

Низкая посещаемость в нынешнем сезоне, должна подействовать на клуб как холодный душ, но кого-то холодный душ освежает, а кто-то получает воспаление лёгких.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *