Андрей Юртаев: «Зачем «Салавату Юлаеву» играть в хоккей?»

Какие задачи у клуба без своих воспитанников и шансов на титул? Хоккейный комментатор и бывший руководитель пресс-службы «Салавата Юлаева» Андрей Юртаев в традиционной колонке на «БИЗНЕС Online» рассуждает о том, чем уфимский клуб отличается от «Ак Барса» и почему местным воспитанникам проще попасть в «Автомобилист». Казалось бы, причём здесь новости на официальном сайте.

Фото: Светлана Садыкова, БИЗНЕС Online

 

БЮДЖЕТ И ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ

Перед началом сезона КХЛ большинство болельщиков было уверено, что заранее знает, кто станет обладателем трофея. Собственно, вариантов всего было два. В то, что на Востоке победит «Ак Барс», тоже верили многие, но тут всё было не так однозначно. Ну а выигрыш «Ак Барсом» Кубка Гагарина вообще казался маловероятным, но результат на табло. Вмешалась Олимпиада, последствия которой изначально мало кто мог просчитать.

Теперь всё это в прошлом, и с горизонта стремительно надвигается сезон 2018/19. 1 мая многие команды отбарабанили новости по совершенным трансферам, и, как показывает практика, для большинства из них селекционная работа на этом окончена. Составы команд процентов на 70 — 80 уже сформированы, осталось дополнить всё последними штрихами, которые не изменят основной сути.

Проблема в том, что фавориты турнира спустя год остались теми же, а Олимпиады в этом сезоне уже не будет. Возникает вопрос: что делать всем остальным? Какие задачи ставить перед собой? Начиная с сезона 2013/14 в финале от Востока играли всего две команды: «Ак Барс» и магнитогорский «Металлург». Эти клубы объединяют две вещи, которые вообще общие для всех успешных команд нашего хоккея последних лет. Это бюджет, позволяющий делать дорогие приобретения, и преемственность. В клубах могли меняться игроки, тренеры, руководители, но основополагающий стержень был неизменным. В Казани – это система Зинэтулы Билялетдинова, в Магнитогорске – гениальность Сергея Мозякина.

 

Так что задачи на будущий сезон для обоих этих городов вполне понятны. Одним необходимо пытаться защитить титул, другим – перестраиваться и обновляться (поскольку Мозякин всё-таки не вечен) чтобы вновь со временем бороться за кубок. Понятно, какие задачи будет ставить перед собой, например, «Автомобилист», начавший приобретать в состав настоящих звёзд. А вот зачем и для чего следующий сезон будет играть, например, «Салават Юлаев», непонятно вообще.

А КРОМЕ «БРАЗИЛЬСКОГО» ХОККЕЯ ЕСТЬ ЕЩЁ ЧТО-НИБУДЬ?

Нет, серьёзно. Вот вернёмся к бюджету и преемственности. Бюджет у «Салавата Юлаева» есть. Он в целом неплохой, на уровне пятого — шестого места, но не на уровне лидеров. Например, уфимцы не скрывают того, что год назад хотели подписать контракт с Антоном Ландером. Но не смогли, предложение «Ак Барса» оказалось заманчивее. За сезон до этого хотели оставить в составе Николая Прохоркина, но там вообще в дело вмешался СКА, а с ним «Салавату Юлаеву» соперничать в деньгах изначально бессмысленно.

Так что в гонке бюджетов нынешний «Салават» однозначно не фаворит, а с преемственностью всё ещё проще. Начиная с уже упомянутого сезона 2013/14 в уфимском клубе сегодня четвёртый генеральный директор и пятый главный тренер. Даже в юлаевской СДЮШОР за это время уже четвёртый руководитель, поэтому о преемственности разговор можно и не начинать – её нет. Главное, что на протяжении многих лет сохраняет в себе «Салават Юлаев» – это дух «бразильского» хоккея. К сожалению, в нынешних условиях этого мало, чтобы всерьёз рассчитывать на трофей.

И нет, это вовсе не обвинение, как кто-то мог бы подумать. Это, скорее, сожаление о том, что никак не удаётся найти нужных людей, которые бы пришли всерьёз и надолго. И хочется, конечно, надеяться на то, что Николай Цулыгин – новая звезда российского тренерского цеха, но пока в это верится с большим трудом.

Отсюда снова возникает тот же вопрос. Зачем «Салават Юлаев» собирается играть в хоккей в следующем сезоне? Чтобы что? Чтобы показать достойную игру в первом — втором раундах плей-офф? Оно стоит того?

Опять же это ни в коем случае не призыв не участвовать. Это попытка задать вопрос, чтобы понять, есть ли вообще у клуба стратегия развития? В каком направлении движется «Салават Юлаев»? Чего он хочет достичь? Что он для этого делает?

Это, кстати, актуальные вопросы не только к «Салавату Юлаеву», а к большинству спортивных клубов в нашей стране. Откройте турнирную таблицу чемпионата России в любом виде спорта и ткните наугад куда-нибудь в середину. Скорее всего, вы попадёте в команду, у руководителей которой можно спросить то же самое. Если вы не претендуете на чемпионство, если не готовите игроков для сборной, если не собираете зрителей на трибунах – зачем вы уже столько лет тратите бюджетные деньги? И они совершенно искренне вам ответят: «Какая стратегия? У нас стратегия одна: дают средства – играем, не дают – не играем».

Фото: Светлана Садыкова, БИЗНЕС Online

 

ЧЕМОДАН, ВОКЗАЛ, «АВТОМОБИЛИСТ»

Поэтому давайте подумаем, какие бы цели мог ставить перед собой «Салават Юлаев»? Выиграть кубок? В ближайшие пару сезонов, видимо, опять нет. Стать прибыльным клубом? В России этого не дано никому. Что остаётся? Пресловутая социальная функция в виде «организации досуга граждан» и «вовлечения подрастающего поколения в занятия спортом». С досугом граждан всё более-менее понятно. Работать с болельщиками уже хоть как-то, но научились почти все. «Салават Юлаев» в этом смысле не хуже и не лучше других. Старается, придумывает, что-то получается хорошо, что-то не очень. А вот с подрастающим поколением всё несколько хуже.

Последним действительно крутым игроком из числа воспитанников «Салавата Юлаева» стал Андрей Василевский. Этим летом ему исполнится 24 года, значит, после него уфимская школа выпустила ещё семь возрастов, то есть больше 100 человек. Возможно, там тоже есть будущие звёзды, пока мы этого не знаем, но игроки периодически вызываются в молодёжную или юниорскую сборную страны. Другое дело, что в самом «Салавате Юлаеве» они толком не играют. Михаил Воробьёв, который провёл сезон как лимитчик и которого бы хотели оставить и дальше на постоянной основе, предпочёл уехать в АХЛ. А многие другие и вовсе не получили шансов.

На самом деле логику менеджеров легко понять. Профессиональный спорт потому так и называется, что главную роль в нём должны играть профессионалы. И хороший человек, как и земляк, это, к сожалению, не профессия. В составе команды должны находится те, кто лучше к этому готов. И если уфимец Александр Логинов не соответствует нынешним требованиям тренерского штаба, значит, на его место нужно взять того, кто готов выполнять поставленные перед ним задачи, независимо от прописки в паспорте.

Только в таком случае нужно сворачивать вот эту риторику про собственных воспитанников и патриотов клуба, потому что она годится только для тех, кто не следит за истинным положением дел. Просто смешно в этой ситуации выглядят все. 3 апреля Рустэм Хамитов говорит: «Будем привлекать <…> собственных воспитанников», 1 мая клуб расстаётся с Логиновым. Логично? Логично. Получается как в анекдоте: «Вы либо трусы наденьте, либо крест снимите».

И если уж всё-таки делать выбор между двумя такими крайностями, то его надо делать в пользу своих игроков. Тут ведь тоже всё понятно. Ну, предположим, что защитник Сергей Терещенкоиграет лучше, чем защитник Александр Логинов, возможно, ещё и стоит дешевле при этом. Поможет ли Терещенко выиграть Кубок Гагарина? Скорее всего, нет. Логинов, конечно, тоже не поможет, но Александр, если его правильно преподносить, может быть символом и примером. Вспомните хотя бы сюжет, где Логинов помогал мальчику, боровшемуся с раком. Это видео ещё ретвитил Дмитрий Чернышенко, а автор сюжета Зиля Авзалова получила за него спецприз на премии «ТЭФИ-Регион».

Теперь же без Логинова в основном составе из своих воспитанников остался только Станислав Гареев. Ну и с натяжкой собственным воспитанником можно посчитать Максима Майорова. На этом всё. Поэтому пацаны, которые идут заниматься хоккеем в Уфе, видят, что шансов заиграть в «Автомобилисте» у них сегодня больше, чем в «Салавате Юлаеве».

КАЗАХСКИЙ МЕССИ? БАШКИРСКИЙ КРОСБИ!

И вот тут мы снова возвращаемся к вопросу о стратегии. Если ты не можешь поставить себе реальную задачу в короткие сроки стать чемпионом, то, может быть, ну просто как вариант, попробовать сделать акцент на том, что клуб выращивает звёзд? При том, что само понятие «звезда» оно такое довольно специфическое. Ведь чтобы стать звездой иногда нужно не побить все спортивные рекорды, а иметь толкового пиар-менеджера.

Вы помните, как зовут этого 17-летнего казаха, который недавно перешёл в ФК «Уфа»? Или чего он вообще успел в своей жизни добиться? Зато клуб уже успел всем вдолбить в голову, что парнишка ни много ни мало «казахский Месси». Характеристика сомнительная, конечно, но этот пример здесь для того, чтобы показать, как футбольные соседи «Салавата Юлаева» создают хайп из ничего. А в конечном итоге это сказывается на зрительском интересе.

Почему СКА собирает полные трибуны во всех городах, куда приезжает играть? Потому что все хотят увидеть звёздных Илью Ковальчука и Павла Дацюка, а заодно, может быть, ещё и то, как своя команда этому СКА вдруг не проиграет. Это то, как устроена человеческая психология. Люди ходят в кино и театр, чтобы увидеть известных актёров, а в магазинах выбирают тот продукт, который активно был прорекламирован, возможно, теми же самыми звёздными актёрами.

И если футбольной «Уфе», чтобы получить вот такую «звезду», нужно её сначала купить где-нибудь в Казахстане или Украине, то «Салават Юлаев» мог бы черпать людей прямо из своей школы. Вот прямо сейчас мог бы делать звезду из Амира Хабибуллина. «Что? Кто это?» – спросите вы, и это понятно. С нынешним потоком информации сложно долго держать в голове такие вещи. А это тот самый хоккеист, которого тренер выдернул за шкирку на лёд, пока он давал интервью во время суперфинала кубка Газпромнефти.

 

Этот ролик, кажется, увидели вообще все. Его показывали федеральные и неспортивные СМИ, он породил ветки из сотен комментариев, Дарья Миронова и даже волейбольный «Урал» сняли пародии на это интервью, зато «Салават Юлаев», имея в своём распоряжении главного героя нашумевшего эпизода, не сделал ничего. Хотя любой интернет-маркетолог вам скажет, что надо было обязательно придумать продолжение истории. Пригласить Миронову, чтобы она взяла у Амира нормальное интервью, например, или ещё как-то покреативить, но теперь уже всё, поезд ушёл.

В Уфе вообще интервью воспитанников СДЮШОР были под запретом. Мотивировалось это тем, что дети не должны зазнаваться. Возможно, в этом есть смысл, но это никак не сочетается со стремлением их родителей засунуть всеми правдами и неправдами своё чадо в кадр. Наверное, такие методы уже не действуют. Зато если работать над популярностью и звёздностью игроков, как в Канаде, начиная с совсем юных возрастов, то, может быть, и на матчи «Толпара», а затем и «Салавата Юлаева» люди будут ходить не только за спортивным результатом, но и за тем, чтобы воочию увидеть, как играет «башкирский Кросби» или «новый Александр Семак», за которым тут уже и так свой двор, свой район и своя школа как минимум.

ЕЩЁ ОДНА НОВОСТЬ ДЛЯ ОФИЦИАЛЬНОГО САЙТА

Все эти рассуждения на тему перспектив можно было бы и не начинать, если бы клуб сам чётко обозначил свой путь. Пока же мы видим очень общие слова, которые ещё и расходятся с делом, как в случае с собственными воспитанниками. Или вот в интервью руководителей проскакивают слова о возвращении себе лидерских позиций. В то же время на официальном сайте клуба появляется новость, что КХЛ включила Линуса Умарка в топ-10 лучших легионеров сезона. Хотя, во-первых, это сделала не лига, а новосибирский журналист Дмитрий Ерыкалов, составивший свой субъективный рейтинг. А во-вторых, неужели в Уфе без подсказки из Новосибирска никто сам не догадывался?

Всё-таки чтобы быть победителем надо иметь психологию победителя, а вот такие новости больше похожи на провинциальную радость маленького ребёнка, которого похвалил кто-то из взрослых. Тоже как-то не очень сочетается с декларируемыми задачами.

Хотите, кстати, ещё новость про Умарка? Вот:

«Линус Умарк официально лучший легионер КХЛ».

Можете распространять где угодно. С подзаголовком: это признали даже татары.

Ну ладно, это шутки, конечно. А если серьёзно, то и правда неплохо бы определяться. Речь всё ещё про стратегию развития, если кто забыл. Куда ж несёшься ты, «Салават Юлаев»? Дай ответ. Не даёт ответа. Возможно, конечно, внутри клуба понимание есть, просто до болельщиков оно не донесено. Это в общем-то можно пережить. Но если и сам клуб не очень хорошо знает, чего хочет добиться в ближайшей перспективе, то это серьёзная проблема.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *