Игорь Захаркин и Салават : по звенам тондема

В восьми матчах под управлением Игоря Захаркина «Салават Юлаев» одержал 7 побед. Команда с неясными перспективами и невнятным игровым содержимым поднялась уже на пятое место в конференции, и это явно не предел ее возможностей. За счет чего «Салават» так резко преобразился всего за три недели с новым главным?

ПАРЫ

Первым делом Захаркин взялся за состав. В первой паре защиты обосновался Логинов и развязал руки Лепистё. Гончаров вернулся во вторую к Вишневскому. В третьей теперь выходят Кольцов и Арзамасцев. На подмену всегда готов Бодров. Сочетания получились ровными, что позволяет делить нагрузку и варьировать игровое время в зависимости от того, как у кого идут дела на льду.

ЗВЕНЬЯ

Швед Энгквист, один из лучших универсальных центрфорвардов КХЛ, наконец-то выпутался из четвертой тройки, в которой неизвестно почему так долго и бесполезно пребывал. Теперь он прекрасно дополняет Умарка и Григоренко в первой, набрал в октябре 8 (5+3) очков, а его партнеры – соответственно 11 (2+9) и 9 (3+6). В обратном направлении проследовал Прохоркин, зато регулярно получает более 15 минут игрового времени в неравных составах и выходя в других сочетаниях. Оживился, обнаружив себя во втором звене, Лисин – сразу начал набирать очки, даже забил. Лишь третье звено осталось неизменным. Но, как и в защите, сочетания варьируются от смены к смене в поисках усиления игры.

ВРАТАРЬ

Без изменений только в воротах: там по-прежнему Сведберг. Но теперь он гораздо надежнее: 91,1 процента отраженных бросков при Захаркине против 88 процентов до него. 3-процентный прирост! Но свои успехи, как и прежде неудачи, швед должен делить с защитниками, которые перестали устраивать ему серии встреч с форвардами «1 в 0» и «2 в 1» и любоваться тем, как их вратарь ложится под броски с пятака без помех.

ДИСЦИПЛИНА

Захаркин всегда был сторонником «права на ошибку». По-другому и нельзя, если акцент сделан на атакующие действия, подразумевающие риск. Избегать нужно лишь откровенных глупостей. Захаркин добивается этого внушениями и дисциплинарными мерами. Ошибся раз – не страшно, ошибся два – терпимо, но на третий придется посидеть на лавке. Так было с Кольцовым – и он прибавил. Так будет с каждым: неслучайно от матча к матчу меняется игровое время «привозящих» хоккеистов.

БОЛЬШЕ – МЕНЬШЕ

Любопытно, что при Емелине соперники «Салавата» получали в среднем 11,6 штрафные минуты за игру, а при Захаркине – уже 15,1, тогда как уфимцы удаляются в одном и том же режиме – 13,4 и 13,6. Агрессивная атака позволяет больше владеть шайбой, заставляя соперника чаще нарушать правила, что в сочетании с возросшей реализацией большинства есть жирный плюс. В каждом из 8 матчей «Салават» забивал в большинстве. Проценты тоже характерны: 22,2 сейчас, 16,1 раньше.

ПСИХОЛОГИЯ

«Салават» перестал быть хрупким и податливым. Ментально он теперь похож на своего тренера, сохраняя спокойствие и источая уверенность в любых ситуациях. Пропустил первым – не беда, 0:2 – не страшно. Еще недавно любая неудача могла уфимцев сломить безвозвратно.

Емелин с игроками даже не здоровался; общение на лавке обходилось местоимениями и междометиями. Захаркин постоянно, обстоятельно и без излишних эмоций разговаривает со всеми. И благодаря коммуникабельности, интеллекту, умению донести пожелания и требования добивается психологической стабильности. Как следствие, ему верят. И в него тоже: что бы ни происходило, он найдет вариант, как все исправить. Потому и характер окреп.

КАЧЕСТВО

Прекрасная иллюстрация перемен в игре – процент реализации бросков. При Емелине было 7%, что аномально мало для таких мастеров. При Захаркине – уже 12,8%. Эффективность атак выросла вдвое – феноменальный результат. Причем уфимцы вовсе не стали больше бросать – те же 29,3 броска в среднем за игру, что и при Емелине. Зато невероятно выросло качество.

ТАКТИКА

Игра «Салавата» в атаке похожа на «треугольное нападение» 11-кратного чемпиона НБА Фила Джексона. При контроле шайбы свободные игроки за счет постоянного движения формируют треугольник, где две вершины – свободные от опеки адресаты. Обороняющимся приходится постоянно переключать внимание, сдваиваясь на ком-то из оппонентов. Это открывает немало свободных зон, даже в самых опасных точках, откуда любой бросок становится убойным.

Нередко «Салават» использует схему 4-1, где один из защитников играет роль нападающего. В позиционном нападении игроки, не забывая о подстраховке, постоянно меняют позиции, создавая выгодные «размены». При перехватах вся команда сразу в атаку включается, и это еще и элемент психологического давления. В обороне – «давление в шайбу» или техническое давление, отсекающее один из флангов, чтобы соперник не мог применять средние и дальние передачи. Крайние нападающие стараются играть высоко и активно, мешая оппоненту задействовать защитников и сокращая число возможных адресатов.

ВМЕСТО ВЫВОДА

В игре «Салавата» явно прослеживаются черты хоккея, который принес славу тандему Быков – Захаркин. Для КХЛ несомненный плюс, что во времена поголовного акцента на разрушение хоть кто-то пытается играть – и весьма эффективно – в атаку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *