Аскар Изгин вспомнил самое дикое «зелёное дерби» в истории

Об истоках татаро-башкирского дерби.

В свои 73 года Аскар Изгин по-прежнему бодр и весел. Несмотря на проблемы со здоровьем в последние годы, кажется, что он и сейчас мог бы пригодиться «Салавату Юлаеву», в котором проработал 15 лет – с 1972 по 1986 годы. Помимо хоккейного, он 14 лет отдал развитию спидвея и больше 10 лет был начальником волейбольного «Урала». Специально для «БИЗНЕС Online» он вспомнил самое дикое «зелёное дерби» в истории, а также объяснил, почему при Радии Хабирове Уфа в спорте должна стать лучше Казани.

Аскар Изгин, фото: Максим Никерин

 

ХАБИРОВ – БАШКИР

Свой рассказ Изгин начал с актуального – смены власти в регионе, с которой он связывает новые надежды. Неделю назад указом Владимира Путина временно исполняющим обязанность главы Башкортостана стал Радий Хабиров. До этой отрасли у нового руководителя региона руки ещё не дошли, но, по мнению, одного из главных ветеранов башкирского спорта, обязательно дойдут.

«Когда Радий учился на юрфаке, он приходил бороться на стадион «Труд». Он и на волейбол к нам приходил, когда я работал в «Урале», а как же. Наливали», – смеётся Аскар Закирович. Не самый популярный факт –  Хабиров – кандидат в мастера спорта по классической борьбе.

 

На замечание, что за неделю работы в качестве врио главы республики Хабиров ни слова не сказал о своём отношении к спорту, Изгин реагирует с пониманием: «Он очень масштабный мужик. Посмотрите, медицину разогнал одной оперативкой. Эти вопросы ведь более важны сейчас. Ну, в самом деле, инсулина в больнице нет. Я покупаю через медсестёр, причём нужно заплатить оброк – 1500 рублей в месяц, всё неофициально. Если не платишь – никто тебе ничего не даст».

«Я считаю, что и в хоккее, и в футболе, Башкирия должна быть впереди, – комментирует предстоящее «зелёное дерби» Изгин. – При Рахимове мы и в волейбол обыгрывали Казань, при Хамитове ни разу не обыграли. А ведь Бышовец сказал золотые слова: «Только золото блестит, остальное – пахнет». Нам нужен сильный конкурент и Казань – отличный вариант. Не забывайте, что Хабиров – башкир. Он должен болеть душой».

САМЫЙ ГЛАВНЫЙ БОЛЕЛЬЩИК

Самым главным болельщиком среди руководителей региона на памяти Изгина был Виктор Манаев – секретарь обкома партии, впоследствии ставший заместителем председателя Комитета народного контроля СССР. 

«Их двое было таких, – вспоминает ветеран. – Манаев и Веселов. Раньше в Новый год во дворце спорта всегда были ёлки. В чемпионате в это время перерыв – сборная улетала в Канаду, ЦСКА – на Кубок Шпенглера. Денег на сборы у команды не было, другого крытого льда тоже. Мы с Никитиным (Валерий Никитин был главным тренером «Салавата Юлаева» с 1975 по 1979 год, – ред.) пошли к Манаеву. Тот удивился: «Да вы что, ребята?!» 2 января вызвал машину, нашёл заместителя городского спорткомитета, поехали на стадион «Труд». Там весь лёд в снегу, а спорткомитет говорит, что в городе 211 хоккейных коробок. Проехались – ни одной работающей, всё завалено снегом, коробки есть только на бумаге. На следующий день сняли и председателя спорткомитета, и зама. Коробки почистили, команда начала тренироваться на улице».

«ИМЯ ГЕРОЯ БУДУТ НОСИТЬ ПОТНЫЕ ХОККЕИСТЫ?!»

Не так давно Изгин рассказывал, что когда клуб называли в честь Салавата Юлаева, общественность была недовольна и дело дошло до партийных деятелей.

«Я на майки, на грудь, нанёс Салавата Юлаева — эмблему с изображением памятника. Меня по чьей-то жалобе вызвали в обком партии: «Имя героя будут носить какие-то потные хоккеисты?! Недостойно!» Я промолчал. Посмотрел на того человека и понял, что бесполезно что-то доказывать. Ушёл».

Но майки не поменяли. Изгин вместе с руководством клуба довели информацию до высшего руководства обкома партии, давление прекратилось. Кстати, отдельная история, как это изображение наносили, ведь технологий с нашивками тогда не было и майки от них просто рвались. При клубе тогда работал художник, который оформлял стадион, писал афиши, он и расписывал игровые майки вручную, красками.

КОМАНДА С УЛИЦЫ ЗОРГЕ

 

Николай Заварухин-старший и Рафаил Ишматов, фото: Айрат Сайфутдинов

 

«У меня сердце кровью обливается, когда вижу, что наши игроки выступают за другие клубы, – возмущается Изгин. – Играем с «Автомобилистом», так там наших воспитанников больше, чем в «Салавате». И команда не болтается где-то внизу, она сегодня лучшая в лиге! Да, на коленях можно стоять перед Ларсеном и Умарком, но свои-то должны быть. У нас раньше вообще команда одной улицы Зорге была, это же все помнят».

Кстати, главная причина по которой команда долгие годы формировалась ребятами с улицы Зорге, оказалась очень прозаичной – на этой улице находится дворец спорта и из других районов города на тренировки, которые часто начинались в 5 — 6 часов утра, было добраться проблематично.

«Раньше даже к чужакам относились не очень, – вспоминает Аскар Закирович. – Единственный, кто был принят, – челябинец Рафаил Ишматов. Он приехал ещё до армии, парень был с характером, как-то начал возмущаться: «Зачем нам эти кроссы бегать?» Никитин тогда зашёл в раздевалку: «Послушай Рафил, я Харламова знаю, а тебя – нет». Сказал не чтобы оскорбить, а чтобы на место поставить, порядок навести».

Сегодня, жалуется Изгин, в клубе есть проблемы с отношением не только к своим воспитанникам, но и к ветеранам: «Очень хорошо к нам относились года три-четыре назад, когда работал Медведев (Сергей Медведев был директором по маркетингу и коммуникациям, – ред.). Ветеранов собирали, оказывали разные знаки внимания. Со сменой руководства всё это кончилось, ничего нет. Даже открытку не прислали на день рождения. Единственное, что радует, – что главным тренером стал Коля Цулыгин. Этот мальчик вырос на моих глазах, я отлично знаком с его отцом, клюшки ему доставал бывало».

ГЛАВНОЕ «ЗЕЛЁНОЕ ДЕРБИ»

«Матчи с Казанью всегда стояли особняком, но они всегда ведь отставали. Только при Шаймиеве клуб поднялся», – говорит Изгин.

Самый запоминающийся матч случился в Казани, в конце 70-х – начале 80-х. И тогда третий период матча растянулся почти на час.

«Мы вели 2:1 после второго периода и в какой-то момент заметили, что табло выключили, а третий период становится бесконечным. Тогда на игре присутствовал Рашид Мусин — первый секретарь обкома партии. При нём команда не имела права проигрывать. Но уже все понимали, что судья просто ждёт, когда Казань сравняет. Дошло до того, что Ишматов упал недалеко от правительственной трибуны, сломал клюшку, врезал ей по борту и прокричал в сторону Мусина: «Ну, татары!», – смеётся администратор.

Та игра, кстати, завершилась победой уфимцев, а матч судил москвич Виктор Сорокин. Рассказывают, что за ту игру от казанцев он получил шапку.

«Сейчас всё настолько автоматизировано, никакой романтики, – качает головой Изгин. – Раньше всё было по-настоящему, по живому».

ДОСЬЕ«БИЗНЕС Online»
Аскар Закирович ИЗГИН
Заслуженный работник физической культуры Республики Башкортостан.
Родился 14 августа 1945 года, окончил Свердловский юридический институт
Карьера:
1972 − 1986 — администратор хоккейного клуба «Салават Юлаев».
1986 − 1999 — главный тренер спидвейной команды «Башкирия».
2003 – 2014 — начальник волейбольной команды «Урал».
Награжден знаком «За самоотверженный труд в Республике Башкортостан» (2005).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *