Вячеслав Быков: Билялетдинову сейчас приходится несладко

После неудачи в четвертьфинале сочинской Олимпиады пообщаться или даже просто дозвониться весомым фигурам нашего хоккея как-то моментально стало крайне сложно. Корпоративная солидарность там всё-таки существует – и по крайней мере на первых порах все демонстративно избегают резких оценок. А если кто-то их и даёт, то «не для печати». 

Вячеслав Быков, предшественник Зинэтулы Билялетдинова, не для печати не говорил ничего, но дать интервью согласился. Когда я дозвонился ему поздно вечером после проигранного четвертьфинала, то с учётом большой разницы в игровых философиях двух тренеров, признаться, ожидал услышать достаточно жёсткие, критичные оценки. Но настрой у Быкова оказался хотя и грустный, но не злой и скорее философский. 

«ГОЛЫ В СОЧИ НАШЕЙ СБОРНОЙ ДАВАЛИСЬ СЛИШКОМ ТЯЖЕЛО»

— Счёт матча Финляндия – Россия, по-вашему, по игре? – спрашиваю Быкова.
— Можно сказать, что да. Хотя о каком-то полном доминировании финнов не было и речи. Нам не хватало какой-то лёгкости – вообще, голы на турнире нашей сборной давались слишком тяжело. 

— Это уж точно. 12 шайб в пяти матчах – для нашей команды показатель просто катастрофический. Тем более что в соперниках были Словения, Норвегия и Словакия в её сегодняшнем обличье. Отчего, по-вашему, такая результативность?

— И мастерство у ребят есть, и желание было – какого-то отсутствия самоотдачи я не заметил. Поэтому пока не могу дать ответ, что же произошло. 

— Вы бы на месте Зинэтулы Билялетдинова хотя бы попытались разбить пару Овечкин – Малкин по разным звеньям, если уже несколько матчей совместная игра им явно не давалась?
— Не хотел бы заниматься полемикой подобного рода, публично разбирать звенья, тактику… Это неэтично. Мне довелось побывать в этой шкуре, и я об этом не забываю. Мне кажется, определённые изменения Билялетдинов пробовал делать. Но не получилось. И ему сейчас приходится несладко.

— На днях Владимир Юрзинов говорил мне, что, может, попробовал бы в большинстве поменять местами Ковальчука и Овечкина – первого сдвинуть на место защитника, чтобы своими умными передачами мог «разводить» действия партнёров, а габариты и агрессию второго использовать ближе к чужим воротам. А вы как думаете?
— Послушайте, но ведь в тренерском штабе работал, например, Валерий Белоусов, который как раз активно участвовал в разработке плана по игре пять на четыре. И вообще, тренеры у нас в Сочи – уважаемые люди, которые добивались успехов. Было бы слишком легко утверждать – этих надо поставить, а этих нет. Мнения у всех разные, и когда результата нет, у каждого будет своё. Но опять же со своей стороны считаю неправильным рассуждать задним числом. 

«ТЕМ, ЧТО ТВОРИЛ ДАЦЮК, МОЖНО ГОРДИТЬСЯ»

— Нас, журналистов, такая игра и такой исход матча с Финляндией после предыдущих игр не удивили абсолютно. А вас?
— В первом периоде ребята двигались лучше, чем в предыдущих матчах. Была должная агрессивность, и поначалу игра вообще обнадёживала. Вот только в завершающей фазе что-то мешало – нужной доли счастья тоже не хватало. Может быть, где-то надо было сыграть попроще, как говорили старые тренеры, по-рабоче-крестьянски. 
В общем, чего-то не хватило. Ну а когда Финляндия повела в счёте, надо было повысить ритм и динамику, заставить соперника ошибаться. Но финны здорово играли на среднем и ближнем пятачке, плюс вратарь (Туукка Раск. — Прим. ред.) всё тащил. Все их игроки были единым механизмом. 

— Символично, что победный гол, отправивший нас вон с домашней Олимпиады, забил 43-летний хоккеист. Против которого вы, кстати, играли на последних наших золотых Играх в Альбервилле-92…
— Снимаю шляпу перед ним. История с Селянне лишний раз доказывает, что старый конь борозды не портит. Это очень мудрый игрок, и его роль напомнила мне ту, что в нашей сборной, когда я там работал, играл Сергей Фёдоров

Знаете, тренерская профессия не имеет национальности, и Думал, финны будут традиционно вязко играть в средней зоне, действовать в откат. Но они, когда было нужно, здорово «вязали» наших игроков и у нас в зоне – зная силу наших мастеровитых ребят. Давили и на Овечкина, и на других – и им пришлось сложно.мы можем восхищаться, что есть такие люди в хоккее, какую страну они бы ни представляли. Такими же, как Селянне и Фёдоров, были Фетисов, Ларионов, и их уважали все. 

— В нынешней сборной такой человек – Дацюк? К нему-то, особенно с учётом месяца с травмой и без игровой практики, вопросов, полагаю, быть не может.
— Не знаю объективного состояния Павла, но тем, что он творил, можно гордиться. И Саша выжимал из себя максимум, и Илья. 

— Вообще, их звено с Ковальчуком и Радуловым было лучом света в сборной сочинского образца, не находите (у этой тройки — 7 голов, 14 очков и 5 реализованных буллитов на троих, притом что на долю всех остальных, включая Овечкина с Малкиным, пришлось 5 голов, 17 очков и 0 забитых буллитов. — Прим. ред.)? 
— Они старались и доказали многое скептикам. Тот же Илья проявил себя как настоящий профессионал. Даже его всплески радости после забитых голов или негодования после некоторых других эпизодов показывают, насколько серьёзно Ковальчук отнёсся к этой Олимпиаде и как хотел добиться успеха. К сожалению, не получилось. 

«НАДО ОТДАТЬ ДОЛЖНОЕ И ВЕСТЕРЛУНДУ, И КОНЦЕПЦИИ ИГРЫ ФИННОВ»

— Почему именно финны являются для нас камнем преткновения? Особенно при тренере Вестерлунде. Он обыграл нас и в Турине-2006, и вашу яркую команду в полуфинале московского чемпионата мира — 2007, и в этом году трижды на этапах Евротура, и вот теперь. 
— Не думаю, что дело только в конкретном тренере – хотя и в нём тоже. В основе лежит сама концепция игры финнов. Они в основном не хватают звёзд с неба, но очень организованны и дисциплинированны как нация, и не только в хоккее. С отдачей у них всегда никаких проблем, но сейчас нахожусь под впечатлением от тактического и, что важно, технического мастерства игроков Суоми. 
С техникой традиционно хорошо обстоят дела у американцев, шведов, канадцев, но вот у финнов раньше этого не замечал. Они больше брали рвением, самоотдачей и жёсткостью. И обратите внимание, что у них на этой Олимпиаде значительную часть игроков составляют представители КХЛ. 
Мне очень понравился их вход в зону, розыгрыш большинства. В том, как они располагаются в зоне, ощущается творческий процесс. Можно строго применять схемы, а можно в определённые моменты действовать в зависимости от ситуации. Финны выбрали второй путь. 

— Наша же команда в атаке уповала на индивидуальные качества хоккеистов. И это в очередной раз не сработало.
— Наши мастера хотели себя показать во всей красе, но благие намерения не всегда влекут за собой желательные последствия. Чтобы понять, почему так получилось, нужно ещё раз – а может, и больше – пересмотреть этот матч. Но в любом случае нужно отдать должное Вестерлунду, очень чётко построившему игру. И, честно говоря, для меня несколько неожиданно.
Думал, финны будут традиционно вязко играть в средней зоне, действовать в откат. Но они, когда было нужно, здорово «вязали» наших КХЛ развивается, имеет солидный имидж в Европе, и её уже замечают в Северной Америке. Но это не говорит о том, что мы должны закрывать глаза на то, что творится в основании нашего хоккея. То есть на детско-юношеском уровне – там, откуда мы черпаем резервы. Невозможно совершенствовать только надстройку, не затрагивая базис.игроков и у нас в зоне – зная силу наших мастеровитых ребят. Давили и на Овечкина, и на других – и им пришлось сложно. 

«В СОВЕТСКОЕ ВРЕМЯ «ЛИМИТЧИКОВ» В ХОККЕЕ НЕ БЫЛО!»

— Какова, на ваш взгляд, доля вины в неудаче Билялетдинова, игроков, ФХР?
— Не хотел бы по горячим следам бросать в кого-то камни. Все огорчены, это поражение очень болезненно для каждого, кто имеет отношение к хоккею в нашей стране. Но прежде чем делать какие-то выводы, надо остыть. 
И, говоря о своём неудачном выступлении, не стоит забывать о том, что очень прилично сыграл соперник. После того как удалось забить первый гол, думал, что в атаке нашу сборную наконец прорвёт, в том числе в большинстве, но этого не произошло, во многом благодаря очень организованной и умной игре финнов. 
Что касается того, кто виноват, – никогда не буду наговаривать что-то на ФХР. На мой взгляд, нужно после трёх Олимпиад без медалей посмотреть на проблему глобально.

— То есть?
— КХЛ развивается, имеет солидный имидж в Европе, и её уже замечают в Северной Америке. Но это не говорит о том, что мы должны закрывать глаза на то, что творится в основании нашего хоккея. То есть на детско-юношеском уровне – там, откуда мы черпаем резервы. Невозможно совершенствовать только надстройку, не затрагивая базис. 
Надо создавать серьёзную программу развития хоккея в стране, чтобы создался мощный резерв, а постепенно — и острая конкуренция за место в сборной среди игроков КХЛ. Сейчас таковой, увы, не видно. А для этого нужны новые технологии и методики, научный подход. Возможно, это займёт несколько лет и потребуется оглядеться по сторонам – у кого как всё поставлено. Но нет сомнений, что земля у нас на хоккейные таланты богатая, отдельные бриллианты появляются. Но всё это должно быть выведено на новый, системный уровень. 
У нас богатейшая страна не только в области природных ресурсов, но и по числу умов, научного потенциала. И если задаться правильными вопросами и верно поставить задачи, то за несколько лет можно добиться серьёзного прогресса. Я говорил об этом несколько лет назад, с некоторых пор теми же вопросами задаётся Зинэтула Билялетдинов. 
И он прав: за места в сборной в нашей лиге должна быть гораздо более острая конкуренция! Чтобы молодёжь стучалась в клубы, а не бронировать для неё два искусственных места. «Лимитчиков» в советское время не было! При этом во многих клубах, включая ведущие, играло по пять молодых игроков, которые пробивались туда естественным путём. Сейчас о таком нет и речи, и мы пожинаем плоды такой ситуации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *