Владимир Юрзинов: «Салават Юлаев» стремится играть в атакующий хоккей

В новом сезоне в уфимском хоккейном клубе «Салават Юлаев» произошло значительное количество кадровых перестановок. Главный тренер команды Владимир Юрзинов рассказал «Российской газете» о причинах этой ротации.

Владимир Владимирович, начать разговор хотелось бы с такого факта. Во время ноябрьских каникул «Салават Юлаев» совершил обмен двух игроков. В результате в команде оказались Анкудинов и Никита Щитов. Примечательно, что оба являются выпускниками именно уфимской хоккейной школы. Что это — случайность или целенаправленное решение?

Владимир Юрзинов: Я бы сказал, что это хорошее, положительное стечение обстоятельств. У нас нет цели, чтобы вся команда состояла из уфимцев. Хотя стараемся ориентироваться на своих воспитанников. К такой политике клуб и его генеральный спонсор — благотворительный фонд «Урал» перешел примерно два года назад. И смотрите: с тех пор в команде появились Василевский, Исангулов, Гуркин, Панков, Дубровский и ряд других. Вернули своих, опытных — Макарова, Хлыстова, Зубарева, которые стали лидерами клуба. А молодежи мы всегда готовы помочь проложить дорогу в главную команду республики. Лишь бы хватало трудолюбия и потенциала.

Насколько реально в современном хоккее держать курс на «своих»?

Владимир Юрзинов: Наверное, все зависит от выдержки руководства. Если оно выбрало такую стратегию и поддерживает тренера, то всем легче работать. Увы, на практике нередко получается иначе. Весной провозглашают курс на молодежь, осенью про это забывают, и начинается судорожный набор очков и игроков из других клубов. Молодежь садится в глубокий запас, и на этом все положительные тенденции заканчиваются.

Мы стараемся выдерживать политику, ориентированную на подготовку молодых кадров. Тем более, что сейчас в республике появились свои детская и юношеская лиги, создается крепкая «пирамида», где на вершине -«Салават Юлаев». А будет количество, появится и качество.

Тем не менее результат не может не довлеть над тренером.

Владимир Юрзинов: Безусловно, ответственности за результат с нас никто не снимает. И у нас, повторюсь, нет никакого фанатизма ни по отношению к своим воспитанникам, ни по отношению к молодежи. Хотя в «СЮ» сейчас и появились такие ребята, как Филатов, Слепышев, Хартикайнен.

Словом, идет целенаправленная, методичная работа по становлению команды, где каждый делает свое дело.

Понятно, что нам предъявляют большие требования, и в первую очередь — почитатели этого вида спорта. И в случае поражения приходится слышать, что «Салават Юлаев», мол, не хотел играть. Это не так. С одной стороны, есть сильные команды, которые тщательно готовятся к матчам против нас. С другой — от той «золотой» уфимской команды сейчас в наших рядах осталось только один-два человека. Сейчас в Уфе, по сути, другой коллектив, гораздо более молодой, но перспективный. И идет процесс его становления.

При расстановке игроков учитываете, сколько они «стоят»?

Владимир Юрзинов: Я из тех тренеров, которых вообще не интересуют контракты. Мы не ориентируемся на прошлые заслуги, а смотрим, что хоккеист представляет из себя здесь и сейчас. Зарплаты за прошлый сезон уже получены, а самый главный матч — не тот, что был вчера, а тот, что будет завтра.

У каждого хоккеиста должны быть свои сильные качества. Если игрок не очень хорошо действует в атаке и обороне, не дотягивает по части «физики», ему немного не хватает характера — это уже, извините, не к нам. Но когда у ребят есть две-три сильные стороны, в числе которых и старание, они должны получить свой шанс.

Тем не менее Емелин и Гареев были отправлены в Новокузнецк.

Владимир Юрзинов: Поймите, мы не можем «переварить» всех. А просто держать хоккеиста на скамейке не видим смысла. Все игроки развиваются и созревают по-разному. Одни выходят на приличный уровень к 19-20 годам, другие — к 25. И при выборе игрока все зависит от уровня его мастерства. Другого критерия быть не должно.

В продолжение разговора о подготовке собственных воспитанников хотелось бы задать такой вопрос. Вы долгое время тренировали в Финляндии, где работа с молодежью, как признают все профессионалы и болельщики, поставлена на должном уровне. Нам есть, что перенимать у северного соседа?

Владимир Юрзинов: Это даже не финский опыт, а наш, советский. Просто в Финляндии его взяли на вооружение. По сути, такая система работала в свое время в «Динамо». Тогда была выстроена своя структура — главная команда в Москве, клубы в Минске, Харькове, Риге. И очень важно, чтобы один клуб работал на другой. Примерно так сейчас получается в Башкирии, когда мальчишка может пройти путь от детской и юношеской лиги до нефтекамского «Батыра» и дальше до «Салавата Юлаева». Здесь нет предела совершенствованию, и пусть не сразу, но это будет приносить результаты.

Я понимаю, что сейчас от детских тренеров требуют результатов — призовых мест, успешных выступлений. Но те, кто хорошо играют в детский хоккей, зачастую потом теряются во взрослом. И наоборот, бывают ребята, которые в юном возрасте не показывают хороших результатов, а созрев, могут стать успешными игроками. Но они порой устают ждать своего шанса, и завязывают с хоккеем. И в итоге на выходе из молодежной команды мы получаем игроков не самых мощных. И потому надо дотягивать ребят, которые в будущем смогут принести победы. В такой «пирамиде» главное — подготовить игроков для следующего этапа.

Кстати, хорошие хоккеисты в основной своей массе — очень непростые люди. К ним надо уметь находить подход. И в первую очередь, может быть, тем, кто работает с детскими и молодежными командами.

Вообще в последние годы детский хоккей слишком рано начали загонять в рамки профессионализма. Мальчишкам не дают пожить нормальной жизнью, просто получить удовольствие от игры, занятий на льду.

Если говорить о профессиональном хоккее, то можно заметить, что в этом сезоне при прежнем «богатстве» тренерских отставок как никогда много стало перемещений, трансферов игроков. Это своего рода специфика олимпийского сезона?

Владимир Юрзинов: Нет, это специфика современного хоккея. Требования к игрокам выросли. Нужны смелые, мотивированные, агрессивные хоккеисты. Сегодня руководителям клубов нужен результат. Они понимают, что «золото» только одно. И все хотят, чтобы их команда сражалась за победу.

За последние полтора года хоккей начал меняться, приобретать североамериканские черты. В этом нет ничего страшного. Сегодня определяющие качества игроков — работоспособность, стремление к совершенству и просто смелость. И те хоккеисты, которые не умеют готовить себя к сезону летом, недорабатывают во время матчей и тренировок, первыми теряют рабочие места.

Вот и в «Салавате Юлаеве» несколько игроков покинуло команду?

Владимир Юрзинов: Вы помните, как Сергей Гимаев в одном из комментариев сказал, что сегодня у нас в атакующий хоккей играет только три клуба — СКА, «Салават Юлаев» и «Барыс»? Да, это наш стиль, и игроки подбираются именно под такую систему. Конечно, над обороной надо работать всегда. Но я хочу, чтобы команда играла. Болельщики приходят, чтобы видеть красивый, зрелищный, интересный хоккей. Иногда получается, порой — нет. Но мы движемся именно в этом направлении, именно такой хоккей нам нравится. Но нужно время, чтобы подобрать звенья, добиться сыгранности, дождаться, когда игроки заматереют.

Каждый тренер сам определяет стиль своей команды. Поэтому даже хорошие игроки, которые просто не могут «вписаться» в требования по организации игры, уходят. В этом нет каких-то закулисных игр. Все перестановки обоснованы спортивной составляющей. Порой весной очень сложно взять нужных хоккеистов. Если бы в межсезонье воплотились все наши планы, то мы могли иметь еще две-три крепкие позиции, и сейчас не пришлось бы еще кого-то добирать или обменивать. Но есть реалии жизни, в том числе финансовые, которые тоже надо учитывать.

Хотя надо сказать, что рынок игроков — скудный, а цены на хоккеистов высокие. И многие просто не стоят тех денег, которые просят.

Как вы считаете, чтобы побеждать, надо забивать?

Владимир Юрзинов: Не только. Чтобы побеждать, надо забивать, не забывая при этом про игру в обороне, которая зависит не от мастерства хоккеиста, а его желания делать это.

Переход Свитова в «АК барс» был для вас потерей?

Владимир Юрзинов: Да. Честно говоря, я был разочарован, когда он ушел. Но теперь все позади, есть другие хоккеисты, новые задачи.

Какие матчи первого отрезка чемпионата вы бы занесли «в плюс» команде, а какие — «в минус»?

Владимир Юрзинов: В положительном плане отмечу пять побед подряд, которые мы одержали в начале октября. Отрицательными были матчи в Екатеринбурге и в Нижнекамске, когда поначалу мы вели в счете, а потом начали буксовать.

Почему? Вот в этом и главная проблема — нужна стабильность результатов. Стараемся донести до ребят, что хорошо сыграв дома, нельзя снимать с себя ответственности за выездные матчи. Игроки, которые претендуют на роль лидеров, должны выходить на каждую игру, как на последнюю. Это скорее вопрос настроя. Настроя на каждодневный труд, а не на работу через день.

После поражения тяжело восстанавливать команду?

Владимир Юрзинов: Поражения бывают разные. Иногда случается так, что ситуация на льду складывается вроде и не очень, а выигрываешь. И наоборот — вроде играешь хорошо, а в итоге — поражение. Важно поддерживать психологическую устойчивость у хоккеистов. Любой хороший спортсмен — реваншист, мы стараемся подбирать именно таких ребят.

У Вас есть какой-то свой план по набранным очкам?

Владимир Юрзинов: Нет, для нас самый важный матч — следующий. Вот, например, в последнюю поездку отправились фактически с пятью защитниками. Могли набрать очков и больше, но часто мешают обстоятельства.

На результат влияет множество факторов: самоотдача, отсутствие травм, умение правильно сыграть в решающих моментах. И даже везение.

Главный ориентир — игра команды. Чем лучше мы ее поставим, тем более серьезные задачи сможем решать.

Болельщики, думаю, иногда неправильно оценивают ситуацию: «Салават Юлаев» плохо играет, «вату катает», поэтому и поражения. Нет, это другие команды играют здорово. И победить их непросто, тем более когда матчи идут через день. Многие поединки идут до гола: кто забил, тот и выиграл. Хоккеисты — живые люди, поэтому у них надо вырабатывать умение побеждать — через психологию, через тренировки. Многие команды работают в одном и том же режиме по шесть-семь лет. И именно они показывают сейчас стабильную игру.

Вообще болельщики играют большую роль для команды?

Владимир Юрзинов: Я — за болельщика, который просто любит свой клуб. В молодости я болел за футбольный московский «Спартак», где играли Гаврилов, Черенков, Шавло. Мне нравилась эта команда и при победах, и при поражениях. И я никому не доказывал, что Гаврилов не так сыграл или Шавло пас не туда отдал, это не прерогатива болельщиков.

Пусть люди приходят на хоккей, чтобы зарядиться положительными эмоциями в случае победы и даже в случае поражения прожить эмоционально какую-то часть жизни. В конце концов, ребята тоже старались, просто не все получилось.

Владимир, Владимирович, вы в приметы верите?

Владимир Юрзинов: Раньше верил, теперь — нет. Просто устал от них за 20 лет. Понял, что сколько вложишь, столько и получишь, что посеешь, то и пожнешь.

В спорте, если нет своей головы, ты никогда не сработаешь на хороший результат, никакие приметы не помогут (смеется).

Когда проиграли ЦСКА, хотелось, например, поменять нескольких игроков, но все же перетерпели, не стали кардинального ничего ломать. В результате мы победили в Риге, дома одолели СКА. Это уже личный опыт. И интуиция, конечно, иногда помогает.

Команде необходимо ударное первое звено, как, например, в «Барысе»?

Владимир Юрзинов: Если в нашей системе появится такое звено, буду только рад. Но сейчас почти все клубы КХЛ могут позволить себе две пятерки хороших игроков высокого уровня. И здесь кулаком по столу не стукнешь. Все хоккеисты высокого уровня наперечет, они «сидят» на серьезных контрактах.

Что же касается зарубежного рынка, то здесь очень важно угадать с игроком. На одной статистике тут не выедешь. Другое дело, когда есть материальные возможности подобные ошибки исправлять. Но не всегда имеются такие финансы.

По ходу чемпионата пришлось испытать разочарование в ком-то из ребят, были хоккеисты, от которых ждали большего?

Владимир Юрзинов: Наверное, сильных провалов не было ни у кого. Единственное, повторюсь, матчи дома и на выезде. Есть хоккеисты, которые здорово играют на своем льду и не так уверенно выглядят на чужих площадках. Неприятно, что столько матчей проиграли по буллитам — нехорошо это. Комплексов и повода «закошмариваться», конечно, нет, но работать здесь надо.

Впрочем, это все нормальные рабочие моменты.

Пресса сегодня сильно давит на тренера?

Владимир Юрзинов: По-разному. Мне, например, интересно послушать Хаванова, Браташа или Бойкова, мнение которых основано на профессионализме, а не на догадках. Было бы неплохо, чтобы обзоры такого уровня появились и в Уфе.

Вообще, думаю, любому человеку интересно выслушать конструктивную критику, от нее никто не откажется. Потому что она подталкивает, заставляет правильнее работать.

Есть и публикации людей, не разбирающихся в хоккее и не знающих реальную ситуацию в командах и клубах. На такие просто не обращаем внимания.

Ваше впечатление о фильме «Легенда №17»?

Владимир Юрзинов: Так и не собрался посмотреть. Наверное, еще и потому что очень многих людей знал.

Вам нужна своя тренерская «семья» или все равно, кто работает рядом с вами?

Владимир Юрзинов: Считаю, что все, кто сейчас тренирует «Салават Юлаев», заслужили право здесь работать. Василий Чижов, например, начинал с детей, прошел через клуб высшей лиги. Мы с ним, кстати, уже достаточно давно знакомы. Тот же Селиверстов всего добился своим трудом.

Верю в нас, верю в ребят, которые работают рядом со мной. Главное — все профессионально должны заниматься своим делом. А когда складываются и нормальные человеческие отношения, получается в итоге идеальный вариант. И очень важно — общее понимание, что результата можно добиться только вместе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *