Латвийская кувалда

Артур Кулда подписал контракт с «Салаватом Юлаевым”. Попытаемся разобраться в перспективах латвийца в Уфе.

Когда Владимир Юрзинов-младший на одной из пресс-конференций раскритиковал легионеров «Салавата Юлаева”, не все это восприняли всерьёз. Ну мало ли кто провёл пару неудачных матчей?Страшно подумать, но год назад Владимир Крикунов критиковал звено Доус – Бойд – Боченски, которое сейчас просто ставит на уши всю лигу, да и в прошлом сезоне держало марку. Однако слова Юрзинова не разошлись с делом. Минул месяц с начала чемпионата, а «Салават” уже подверг репрессиям двух из пяти иностранцев. И если Штефан Ружичка поехал на экскурсию по городам Высшей лиги, то Ииро Таркки отправили на все четыре стороны, разорвав контракт.

Расставшись с двумя иностранцами, которые не отрабатывали свои контракты, а главное – статус легионера, уфимцы сделали неожиданный ход. Артур Кулда – новичок «Салавата Юлаева”. «Кто такой и с чем его едят?” — задаются вечным вопросом болельщики уфимского клуба. Мы постараемся на него ответить и разобраться, что может дать Кулда своей новой команде.

В первую очередь удивляет то, что «Салават” вместо вратаря-легионера пригласил защитника. Быть может, это свидетельствует о доверии Андрею Василевскому, который и вытеснил Таркки из рамы. Уфмицы остаются с дуэтом Василевский – Волков, и всё бы ничего, не виднейся на горизонте молодёжный чемпионат мира в Мальмё. Для Василевского это будет последний шанс выиграть золото МЧМ, и в голове не укладывается возможность того, что он пропустит этот турнир. Как будет выкручиваться Олег Гросс? Есть, собственно, два варианта. Либо дать наконец-то шанс Владимиру Сохатскому – одному из лучших вратарей ВХЛ, либо выгнать окончательно Ружичку и на его место пригласить иностранного вратаря.

Была ли необходимость жертвовать вратарской линией ради усиления обороны? Судите сами: в 11 матчах «Салават Юлаев” пропустил 29 шайб. Оценивая исключительно статистику, это вполне пристойный результат. На одну пропущенную шайбу меньше у СКА, на одну больше у московского «Динамо”, столько же у пражского «Льва”. Разве кто-то из этих команд бьётся головой в попытках усилить защиту? Вот только хоккей чуть более сложная штука, чем набор цифр.

Вспомните последний матч «Салавата Юлаева”, в котором уфимцы вели у «Нефтехимика” со счётом 3:0, но в один прекрасный момент распахнули ворота и разве что не уговаривали соперника совершить камбэк. При этом всего один-единственный гол нижнекамцев можно повесить на Василевского. Всё остальное — выходки уфимской обороны. За воротами чудил Антон Бабчук, терял позицию опытный Брент Сопел. Как результат оглушительный провал.

Конечно, Кулда приглашается в «Салават Юлаев” не для усиления атаки. Здесь у Юрзинова всё не так уж и плохо. Пять защитников забивали хотя бы по разу, а команда в целом занимает вполне достойное седьмое место по реализации большинства. 21,7 % — гроссмейстерский результат, и если уфимцы продержатся на этом уровне весь сезон, Юрзинов должен быть доволен собой. Несомненно, разочаровывает Бабчук, который вроде бы славится убийственным броском и приобретался для усиления бригады большинства. Вместо этого человек, выведенный за потолок зарплат, бросает чуть больше одного раза за игру и имеет скромные 2 (1+1) очка в 11 играх. 

Кулда – это тот парень, который добавит защите «Салавата” монолитности. Парадокс, но ошибаются у уфимцев как опытные мужики, так и молодые представители обороны. Уже не хватает скорости Прошкину и Сопелу, периодически проявляется плохое катание Бабчука. Никак не могут обрести стабильность Андрей Конев и Иван Вишневский. Что уж тогда говорить о Кирилле Кольцове, которого принято называть полузащитником? Вот только Кольцов, будучи четвёртым бомбардиром команды, имеет весомый контраргумент на любую претензию по игре в обороне. Остаётся лишь Андрей Зубарев, который на фоне партнёров выглядит относительно надёжным защитником.

Латвийский новичок умеет играть чётко, просто и неброско. По заданию, как любят говорить тренеры. Без спринтерских забегов на чужую половину площадки, тройных тулупов и прочих ненужных в хоккее атрибутов. Кулда редко теряет позицию и в своей зоне действует крайне надёжно. 

Кулда ещё задолго до приезда в КХЛ был известен как силовой защитник. На одном из североамериканских сайтов посвящённом дракам, профайл латвийца пестрил эпизодами его боёв. Однако по одному сезону, проведённому в России, тафгая в Кулде рассмотреть не удалось. Нет, защитить вратаря или партнёра, потолкаться – это с большим удовольствием, но на рожон Артур не лезет. Единственная драка латвийца в КХЛ – против Сергея Бернацкого, в прошлогоднем матче против «Магнитки”.

Нельзя его назвать и потенциальным участником криминальных хоккейных сводок. Ни одной дисквалификации в форме «Сибири” и 55 минут штрафа – показатели вполне адекватные. Кулда не летит с закрытыми глазами и выставленным локтем, ему не спускается на глаза пелена. Хит ради хита – это не про Артура. Практически все его силовые приёмы жёсткие, но аккуратные, выполнены с холодной головой. Кулда, как истинный прибалт, несколько флегматичен. Кроме того, возможно, его многому научила дисквалификация на ЧМ-2011, когда он отправил в больницу чеха Радека Мартинека. 

Поклонники «Салавата Юлаева” наверняка рассчитывают, что Кулда поможет уфимской команде в большинстве. Почему бы не помечтать, учитывая, что в прошлом сезоне он наколотил девять шайб в форме «Сибири”? Многие нападающие новосибирского клуба кусали локти при виде подобной статистики. Вот только шесть из девяти голов Кулда провёл в сентябре, и логически эту пулемётную серию защитника объяснить нельзя. У него поставленный, но отнюдь не сумасшедший бросок. Кулда не увлекается подключениями к атаке, у него не идеальное катание, да и закрывать зону Артуру удавалось далеко не всегда. По крайней мере, в «Сибири” функции ведущего защитника в паре, ответственного за созидание, выполнял его напарник – Никита Зайцев. 

Так почему же «Сибирь” отказалась от такого классного защитника, а сам Кулда сидел без работы до начала октября? Ситуация действительно парадоксальная. Началось всё с того, что Артур отпросился у руководства «Сибири” и до формального окончания контракта рванул в Канаду. Кулда совершил очередную попытку пробиться в состав «Виннипега”, но так и просидел весь остаток сезона в ложе прессы. Напомним, что год назад латвиец отправился в «Сибирь” из-за того, что так и не дождался одностороннего контракта от «Джетс”. Не удалось ему выбить дверь в НХЛ и на этот раз. А в это же время Кирилл Фастовский искал игрока на позицию центрфорварда второго звена. Русских парней этого амплуа попросту нет, по крайней мере, для клубов масштаба «Сибири”. С защитниками-домоседами всё несколько проще. Подписание Коскиранты закрыло Кулде дорогу назад.

Неужели у Кулды, который провёл первый сезон в КХЛ на твёрдую четвёрку, не было предложений от других клубов? Разумеется были. Звал к себе в Нижний Новгород соотечественник Кулды Петерис Скудра, с которым защитник работал в «Сибири”. Не срослось. Рассматривал Кулду в качестве потенциального новичка и менеджмент «Авангарда”. Вместо него Юрий Карманов, славящийся пристрастием к чешскому рынку, выбрал сладкую парочку Блатяк – Баранка, хорошо известную уфимским болельщикам. Начиная с конца прошлого сезона ходили разговоры даже о ЦСКА, чьим воспитанником Кулда является. «Армейский» клуб по-прежнему держит свободными две легионерские вакансии, но разговоры о возвращении блудного латвийского сына так и остались разговорами.

Устроиться в российский клуб, где количество легионеров строго ограничено, игроку его амплуа непросто. Вратарей, атакующих защитников и центральных нападающих отрывают с руками в первую очередь. Проще говоря – тех, кто набирает очки, находится на виду и делает результат. И совсем другое дело – иностранные команды КХЛ, где менеджмент не зажат в тиски лимита. Единственной командой, которая упоминалась в связи с Артуром Кулдой, был «Донбасс”. Солидные финансовые возможности, возможный дуэт с Оскаром Бартулисом, а также освобождённое место Ансси Салмелы – чем не доводы в пользу приглашения Кулды? А вот возвращение в Ригу защитник не рассматривал ни под каким углом. Впрочем, для латвийских игроков, которые хоть раз покидали родное гнездо, это типичная история. 

Не многие заостряли на этом внимание, но ситуация Кулды – одна из самых нелогичных историй этого межсезонья. Он не устраивал истерики, не крушил «Бентли”, а просто оставался качественным защитником. И чем больше названий клубов витало вокруг его имени, тем удивительнее казалось то, что Кулда остаётся безработным. Единственным недостатком Артура, из-за которого он вынужден был в одиночестве проходить предсезонку, сжигать нервные клетки и сидеть на телефоне, является неправильный паспорт. Будь у Кулды документ с двуглавым орлом на обложке – этот лот ушёл бы с молотка одним из первых.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *