Андрей Тавзелж: «Надеюсь, что «Салават» добьется успеха в ближайшие годы»

Словенский защитник «Тороса» Андрей Тавзелж рассказал о первой Братине, Олимпиаде в Сочи, игре с Анже Копитаром, жизни легионера в России и многом другом.

— Расскажите о своем решении стать хоккеистом.
— В основном, это благодаря отцу, который был большим хоккейным поклоником и постоянно водил меня с собой на игры. Сам он никогда не занимался хоккеем или каким-то другим спортом, но дал мне возможность влюбиться в хоккей. Помню, как мы смотрели все игры «Есенице» — там тогда играло много российских игроков с русским тренером Владимиром Крикуновым. Итак, в восемь летом я решил начать заниматься хоккеем.

— Вы родились в Есенице, но начинали в Крани и сыграли за местный клуб всего сезон.
— Поскольку я начал играть очень поздно, то мог пойти только в ту команду, которой нужны были игроки. Крань был для меня лучшим вариантом. И он был близко к моему городу Тржич. Всегда жутко хотелось играть в «Есенице», но в 20 лет предоставился шанс перебраться в «Любляну», главных соперников Есенице. Я поиграл пять лет, после получив предложение от «Есенице». Мне нравилось играть там, но я пришел в то время, когда финансовое положение команды было плачевным. Надеюсь, на каком-нибудь этапе карьеры снова смогу там играть.

— Семья Копитаров тоже из Есенице. Можно ли сказать, что это хоккейная столица Словении? Городская команда выиграла чемпионат-2015.
— Есенице — словенская хоккейная Мекка, оттуда пошло много успешных игроков, но последние пару лет в городе больше нет профессиональной команды. Но все еще воспитываются игроки. В тренировочном процессе много русского духа, я понял это, играя в Нефтекамске. У них светлое будущее, но в спорте все всегда зависит от средств.

— Что можете поведать о Словенской Лиге и ее связи с Австрией и Италией?
— Словенская лига преимущественно любительская, все команды играют в лиге INL вместе с австрийскими клубами. «Любляна» — единственный профессиональный клуб страны — играет в EBEL с командами из Австрии, Венгрии, Италии и Чехии. Но, как я уже говорил, есть серьезные денежные проблемы и словенские хоккеисты играют, в основном, за границей, потому что другого выбора нет. Практически никто из игроков словенских клубов не сыграет в Остраве на этом ЧМ. Эта лига более плотно связана с Австрией, в то время, как «Есенице» и «Любляна» играют в EBEL.

— Расскажите о карьере во Франции.
— Я искал команду, которая могла бы стать лучшей и выиграть титул. Это главная причина, по которой я выбрал «Руан». За два года мы добились огромного успеха, выиграв чемпионат и дважды — Кубок Лиги. Игра в плей-офф помогла мне набраться опыта и эти два года дали мне очень многое.

— Какие были ожидания перед матчем против «Донбасса» на Континентальном Кубке?
— Это был огромный вызов для нашей команды, если ты выступаешь в европейской лиге, то далеко не каждый день играешь с командой КХЛ. Это было испытание для каждого в раздевалке — выложиться на полную и узнать, можем ли мы состязаться с командами топовой европейской лиги. Невероятное ощущение, когда мы выиграли у них в Руане, определенно надолго останется в памяти.

— А затем были «Торос», Россия и Нефтекамск. Что вы знали о ВХЛ и «Торосе»?
— Мой друг из сборной Сабахудин Ковачевич играл в прошлом сезоне в Караганде и мы обсудили все, что я хотел знать, прежде, чем подписать контракт в Нефтекамске. Я знал, что будет много тренировок, тяжелой работы, условия жизни не такие, как в Европе, много разъездов… Он рассказал, что лига очень организована. Так что я знал, куда еду. И, надо сказать, это было сложнее, чем я ожидал, но я ко всему привык. Я должен поблагодарить менеджмент, руководство и одноклубников, которые приветствовали меня и поддерживали на протяжении всего сезона.

— Что удивило вас в России?
— В основном, образ жизни. Для меня это было большим шоком. Пытался привыкнуть. Очень холодные и долгие зимы, много бездомных собак, очень плохие дороги…

— Как можете описать регулярный чемпионат и проблемы команды?
— От нас ожидали верхние строчки в таблице и, думаю, у нас была для этого отличная команда, но мы не могли никак выиграть больше двух встреч подряд, не было уверенности в плане на матч. Мучались в каждом игровом аспекте. Но это больше наша вина, мы не сделали всего возможного, как просили нас тренеры, и мы сами закопали себя в яму, откуда не могли выбраться. Клуб не мог уволить команду, так что уволили тренерский штаб. Но они не были виноваты.

— Какой момент в плей-офф был самым тяжелым?
— Поражение в пятом матче в Ижевске. За всю карьеру не помню игры, проигранной подобным образом. Я был настолько раздосадован, что в раздевалке больше получаса не мог пошевелиться. Это казалось нереальным. Тяжелейшее поражение в моей жизни. Хорошо, что в следующем матче был шанс отыграться дома.

— Чем плей-офф Братины отличался от других плей-офф других лиг?
— Очевидно, что дольше. В большинстве лиг Европы всего три раунда, здесь их четыре, каждый может продлиться семь игр. Выезд может быть очень длинным, это делает плей-офф невероятно трудным.

— Что скажете об «Ижстали», как последнем сопернике? У «Тороса» с «Ижсталью» в ВХЛ дерби.
— Они провели потрясающий регулярный сезон, на мой взгляд, были самой дисциплинированной командой лиги. Играют быстро и агрессивно, создают давление по всей площадке. Но мы знали, что опытнее и будем контролировать ход игры, если задавим их в первые десять минут. Это было ключом к победе во всех шести матчах. Было здорово видеть очень шумную толпу в каждом из дворцов, буря эмоций на трибунах даже до матчей. Я запомню этот финал еще и поэтому.

— Просто обязан спросить вас об Олимпиаде. Вы были частью большого и великого турнира, сделали шаг в историю спорта.
— Квалификация на Олимпийские Игры стала главным достижением в истории словенского хоккея. На отборе мы победили Беларусь, Данию и Украину, показав результат, который все желали, но не рисовали даже в самых смелых мечтах. Игры были пиком наших карьер, было удивительно просто быть частью этого. Но наша команда была готова к большему. Анже Копитар, один из лучших игроков мира, вселял в нас уверенность. Выход в четвертьфинал был за пределом мечтаний, мы победили Австрию и Словакию, став в итоге седьмыми. Новым поколениям будет непросто повторить такой результат.

— Вы на льду. Играете против Овечкина, Хары и Кейна. Насколько это круто?
— Нечто особенное. Ты знаешь, насколько хороши эти игроки, а в каждой команде таких 20. Первая игра с Россией была уникальной, все главные звезды, домашняя Олимпиада и матч открытия. Ты приглядываешься к ним на льду, знаешь, что они накажут тебя за каждую ошибку, что допустишь. После игры мы поняли, что можем играть против громких фамилий и даже лучшие игроки всего лишь люди. Так что, было проще играть и сфокусироваться на себе в течение турнира. Такой тон мы задали в том матче.

— Довольны выступлением сборной Словении на Олимпийских Играх?
— Никто в принципе не допускал, что мы можем выиграть матч в группе с Россией, Словакией и США. Победа над Словакией была неожиданностью на родине и по всему миру. И она давала нам шанс сыграть с более легким соперником в квалификации. Мы знали, что у нас есть шанс с Австрией. В Словении были большие празднования, когда мы их победили и вышли в четвертьфинал. Мы были национальными героями. Могу сказать, что седьмое место для нас сродни олимпийским медалям.

— Вы играли с Анже Копитаром. Как можете описать его на льду? Вы назвали его одним из лучших.
— Анже единственный в своем роде. Когда ты смотришь на него на площадке, все кажется простым. Его чувство хоккея, контроль шайбы, принятие решений, видение льда… Он уже выиграл два Кубка Стэнли и всегда входит в топ-3 лучших оборонительных форвардов НХЛ. Он по-настоящему понимает игру и усердно трудится со всем талантом, что у него есть.

— Почему «Лос-Анджелес Кингс» не смог пробиться в плей-офф? Вы смотрите НХЛ?
— Я всегда смотрю матчи, когда есть свободный вечер. Основная причина — результативность. Они очень надежно играли в защите, но тяжело побеждать, когда ты забиваешь гол или два. Само собой, есть и другая причина, они дважды за три года были обладателями Кубка Стэнли — трудно всегда выходить в плей-офф, когда играешь 100 матчей в год.

— Откуда вы знаете маскота «Кингс» льва Бэйли?
— В прошлом году он с Анже и Кубком Стэнли был на вечеринке в Есенице.

— Что можете сказать о «Салавате Юлаеве»? Вы были в Уфе?
— Я смотрел много их игр в течение сезона. До того, как перебрался в Россию, я знал, что они выигрывали Кубок Гагарина и у них богатая история в Российской Суперлиге. Воспитывают многих хороших проспектов. Надеюсь, что они добьются успеха в ближайшие годы. Команда с такими традициями заслуживает быть на вершине лиги. В Уфе я был, но не было времени посмотреть игру с арены.

— Рубль упал. Зарплаты многих иностранных игроков снизились. Испытывали тревогу?
— Я обдумывал все варианты, что были. Один из них — покинуть Россию. Тяжело на душе, когда думаешь о том, сколько денег теряешь каждый день. В декабре, когда рубль упал ниже некуда, я искал другую команду в Европе. В итоге меня убедили остаться и это было лучшее решение сезона. Сейчас рубль стабилен и мы выиграли кубок.

— Расскажите немного о жизни вне хоккея. Увлечения? Семья?
— У меня есть невеста, мы были вместе 12 лет и этим летом наконец обвенчаемся. У нас есть собака Дого Аргентина, надеюсь, скоро и дети придут в наш дом. Главные хобби — чтение книг и музыка.

— У вас были проблемы с языком? Насколько знаете русский и башкирский?
— Особых проблем нет, я из славянской страны, звучание похожее. Но сами языки весьма различаются. Я много слушал, задавал кучу вопросов, чтобы быстрее выучить. Я хотел и читать, так что начал учиться и через год буду знать еще один язык. А башкирский слишком сложный (улыбается).

— Какие планы на будущее?
— В ближайшее время — сыграть на Чемпионате Мира в Чехии, провести хороший турнир. О планах на будущее буду думать после ЧМ. На данный момент не хочется размышлять о подобных вещах. Но играть в хоккей в новом сезоне я буду.

— И наконец, что пожелаете болельщикам башкирского хоккея?
— Я понял, что это хоккейная республика, люди любят хоккей. Так что пожелаю им успешно поддерживать команды и надеюсь, что в будущем будет много Кубков Гагарина и Братин. Хочется поблагодарить всех нефтекамцев, которые болели за команду и за меня, так было гораздо проще жить в чужой стране. Удачи вам!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *